Тула 2

 

   В начале 20-го века основными моторами, использующими горючие газы, были поршневые дизельные двигатели мощностью до 1000 л.с. Их объединяли с компрессорами и применяли для перекачки газа на дальние расстояния. Главными поставщиками газомоторных компрессоров были американские предприятия фирмы «Кларк» и «Купер-Бессемер». В СССР выпуск аналогичных компрессоров марки 10ГК-1 освоил перебравшийся ещё до революции из Риги в Нижний Новгород знаменитый завод «Двигатель Революции». Ими, в частности, были оснащены компрессорные станции крупнейшего европейского магистрального газопровода «Дашава-Киев», соединившего месторождения Западной Украины с Бояркой под Киевом в 1948г. Но этот газопровод имел диаметр «всего» полметра и «тянулся» только на 500 км…

   То, что устраивало всех в середине 20-го века, уже не годилось в конце этого же века, когда начали разрабатывать газовые месторождения Западной Сибири, тянуть к европейской границе газопроводы огромного давления диаметром свыше 1 метра и протяжённостью в несколько тысяч километров. Поршневые газомоторы и компрессора в пустынных местностях надо было заменять мощными турбинами, для вращения которых можно использовать продукты горения части перекачиваемого газа. Чтобы наладить производство этих турбин, начать работу над ними надо было ещё до войны.

 

   После войны было принято решение вернуться на станциях ПГУ к испытаниям газовых турбин, соединённых с электрогенераторами. Время маломощной турбины Владимира Матвеевича Маковского, испытывавшейся в Горловке, уже прошло; за разработку мощных турбин взялся Невский машиностроительный завод им. Ленина, нацеленный на обеспечение турбинами газовой и других отраслей промышленности. Первые турбины решили испытать под Тулой.

   Одним из этапов испытания стало опробование 2-х газомоторных турбин, соединённых в агрегаты с электродвигателями. Каждая линия была рассчитана на 12 тыс. кВт электроэнергии, выдаваемой в общую сеть. Фактически под Тулой на базе ПГУ было решено построить первую электростанцию мощностью в 24 тыс. кВт. Тем самым предполагалось осуществить завет великого Ленина, изложенный им в статье «Одна из великих побед техники».

 

   Место для строительства новой электростанции выбрали рядом с берегом реки Шат, а объект назвали Шатской СПГУ. (Теперь эта местность входит в черту г.Тулы.) Строительство вели в соответствии с очень большим планом развития системы ПГУ, предусмотренным малодоступным теперь Постановлением СМ СССР от 17.06.1949г. «О мероприятиях по развитию подземной газификации углей». СПГУ была сдана в эксплуатацию в 1957г. Первым директором был назначен Яков Петрович Крючков, работавший раньше в Горловке и на Подмосковной СПГУ. (В романе Веры Кетлинской его напоминает Степан - сын шахтёра Дмитрия Васильевича Сверчкова, старшекурсник ДУХИ, затем – потерявший зрение при взрыве в Горловке, а после поправки занявший пост главного инженера станции.)

   Станция базировалась на пласте угля сложного строения при средней глубине в 40 метров; пласт угля разбит пропластками глин на 2-3 пачки разной мощности. Теплотворность сухого угля колеблется от 3500 до 5000 ккал/кг. Годовая добыча газа ПГУ составляла около 50% от проекта, не более 250 млн.м3 в год. Причины этой неудачи, как и сведения об испытании газовых турбин, остались закрытыми, что затрудняет их анализ. Известно только, что в 1963г. Шатскую СПГУ соединили с газовой сетью Подмосковной станции газопроводом протяжённостью 16,2 км, а выработка электроэнергии завершилась в 1964г. В дальнейшем производимый на Шатской СПГУ газ передавался десятку предприятий Тулы до закрытия последнего подземного газогенератора в 1974г. После прекращения процесса ПГУ станция перешла на выпуск машиностроительной продукции для нужд газовой промышленности.

   За всё время работы станции по усреднённым данным разных авторов было извлечено из-под земли 3 млрд.м3 газа со средней теплотворностью 800 ккал/м3, что равноценно 342,9 тыс.тут.

  

*

 

   В сети имеется прекрасный сайт, посвящённый Шатской СПГУ, который создан усилиями местных интеллигентов. Замечательное обилие текстовых и фотоматериалов сайта позволяет нам подвести черту под настоящей статьёй. Кроме того там есть ссылка на кинохронику 1957 года и Детскую энциклопедию 1961 года. Приятного чтения!

 

 

Адрес для писем: erbu@ya.ru

 

Обновлено 23.04.2017

(Триумф и Горловка)