ТРИУМФ

 

 

   Горловка ликует, трубы шумят, с 4 февраля 1938г. газ идёт, Скафа сотоварищи начинает проектировать мощную промышленную станцию ПГУ. Пора привлекать внимание «народных масс», разворачивать пропаганду дела, о котором пока знают только немногие посвящённые.

 

   Пожалуй, первые сведения о достигнутом успехе сообщила газета «Правда» 5 апреля 1938г. В том же году журнал «Техника молодёжи» опубликовал обширную статью о начальном периоде освоения ПГУ и мечтах первопроходцев (Приложение 3). Вскоре под общей редакцией В.А. Матвеева вышла научно-популярная книга Г.О. Нусинова, упоминавшаяся в предыдущей главе. По данным А. Клименко, в этом же году (по заявке 1934 года) было наконец выдано авторское свидетельство на "Метод подземной газификации твёрдых топлив". Авторами значились 14 человек: И.Е. Коробчанский, П.В. Скафа, В.А. Матвеев, Д.И. Филиппов, Я.П. Крючков, В.П. Беликов, В.С. Крым, И.И. Демидкин, В.В. Хлебников, К. Жовнер, И.А. Брозин, Т.А. Захаров, Е.Д. Кулиш и И.И. Антошевский. Впрочем о некоторых из них вскоре как-то забыли...

 

   А 1939-й год  начался со следующего ошеломляющего известия:

 

 *

 

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 17 января 1939 года

О награждении работников «Подземгаз» НКТП

 

    За научную разработку метода подземной газификации углей и успешное освоение этого метода на Горловской станции наградить:

 

    ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

 

  1. Матвеева Василия Андриановича — начальника Главгаза.
  2. Скафа Петра Владимировича — гл. инженера Горловской станции «Подземгаз».
  3. Филиппова Дмитрия Ивановича — зам. гл. инженера Горловской станции «Подземгаз».

 

     МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВУЮ ДОБЛЕСТЬ»

 

  1. Стройло Ивана Сергеевича — директора Горловской станции «Подземгаз».
  2. Октябрьского Дмитрия Петровича — НКМП РСФСР.
  3. Клейменова Федора Ивановича — зам. управляющего, гл. инженера треста «Подземгаз».
  4. Кириченко Илью Петровича — диспетчера Главгаза.
  5. Целуйко Агафью Павловну — лаборантку Горловской станции.
  6. Доломан Ивана Степановича — машиниста компрессора Горловской станции.
  7. Семенюк Павла Романовича — конструктора проектно-технического отдела Лисичанской станции.
  8. Коломийцева Анатолия Илларионовича — начальника горных работ Лисичанской станции.
  9. Матьяша Емельяна Ильича — инженера-исследователя Лисичанской станции.
  10. Ткаченко Анатолия Игнатьевича — начальника смены Горловской станции.
  11. Деревянко Андрея Сергеевича — бурового мастера Горловской станции.
  12. Бобровского Леонида Алексеевича — проходчика Горловской станции.
  13. Арефьева Федора Кузьмича — машиниста компрессора Горловской станции.
  14. Когана Ефима Соломоновича — начальника отдела технического снабжения.

 

      МЕДАЛЬЮ «ЗА ТРУДОВОЕ ОТЛИЧИЕ»

 

  1. Брозина Исаака Ароновича — нач. техотдела Горловской станции «Подземгаз».
  2. Гаркуша Ивана Семеновича — нач. эксплоатационно-исследовательского сектора Горловской станции «Подземгаз».
  3. Захарова Тихона Ананьевича – гл. механика Горловской станции «Подземгаз».
  4. Кулиш Евгения Даниловича — зам. нач. эксплоатационно-исследовательского сектора станции «Подземгаз».
  5. Крючкова Якова Петровича — нач. научно-исследовательского сектора Подмосковной станции «Подземгаз».
  6. Тон Владимира Соломоновича — нач. эксплоатационно-исследовательского сектора Лисичанской станции «Подземгаз».
  7. Желтикова Григория Васильевича — нач. строительства Подмосковной станции «Подземгаз».
  8. Френтий Петра Селиверстовича — пом. директора Горловской станции «Подземгаз».
  9. Черкасова Антона Степановича — крепильщика Лисичанской станции.
  10. Фадеева Семена Харитоновича — начальника смены Горловской станции.
  11. Круглова Олега Владимировича — начальника бурового цеха Горловской станции.
  12. Сухареву Нину Михайловну — начальника смены Горловской станции.
  13. Родионову Зинаиду Васильевну — химика-исследователя, зав. лабораторией Горловской станции.
  14. Родичева Михаила Абрамовича — машиниста компрессора Горловской станции.
  15. Серегину Татьяну Петровну — машиниста насосов Горловской станции.
  16. Квочкина Филиппа Петровича — плотника, Горловской станции.
  17. Попова Алексея Мироновича — шофера Горловской станции.
  18. Чернявского Тимофея Григорьевича — дежурного электрослесаря Горловской станции.
  19. Пивоварова Петра Афанасьевича — проходчика-крепильщика Лисичанской станции.
  20. Попова Петра Елифировича — десятника горного цеха Лисичанской станции.
  21. Жукова Григория Тимофеевича — электро-монтера Лисичанской станции.
  22. Абалмасова Тихона Егоровича — каменщика Лисичанской станции.
  23. Беленкова Николая Алексеевича — слесаря Лисичанской станции.
  24. Коренькова Петра Ивановича — горного десятника Лисичанской станции.
  25. Серб Епифана Кондратьевича — ответственного исполнителя снабжения Горловской станции.
  26. Щетинина Константина Васильевича — диспетчера Горловской станции.
  27. Ватунина Никиту Акимовича — каменщика Горловской станции.
  28. Ивонина Василия Павловича — крепильщика Лисичанской станции.

 

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН

Москва, Кремль. 17 января 1939 г.

______________

Источник: газета «Правда», № 18 (7703) от 18 января 1939 года, страница 1.

 

 *

 

   Вслед за этим появилась следующая короткая, но выразительная статья в «Правде»:

 

   ПЕТР СКАФА. Главный инженер Горловской станции подземной газификации, орденоносец. г.Горловка.


БОЛЬШЕВИСТСКОЕ ДЕРЗАНИЕ

(Газета «Правда», 21.01.1939, №21(7706), стр.4)

 

    В Донбассе, в Горловке, рабочим классом сооружен замечательный памятник величайшему гению человечества В.И. Ленину - станция подземной газификации.
   Подземная газификация - это ленинизм в действии, воплощение в жизнь одного из гениальных заветов Ленина. 4 мая 1913 года в газете "Правда" появилась небольшая статья Ленина "Одна из великих побед техники". Ленин откликался в ней на сообщение об открытии способа непосредственного добывания газа из каменноугольных пластов. В идее подземной газификации В.И. Ленин видел "гигантскую техническую революцию", видел возможность "использовать вдвое большую долю энергии, заключающейся в каменном угле..." "Переворот в промышленности, вызванный этим открытием, - предсказывал Ленин, - будет огромен".
   Великий продолжатель дела Ленина - товарищ Сталин практически поставил перед воспитанной партией интеллигенцией решение гигантской трудности проблемы - осуществление подземной газификации. И сегодня эта проблема стала уже технической задачей, решать которую мы можем и умеем в различных геологических условиях. Вслед за Горловской станцией подземной газификации войдут в строй Подмосковная и Лисичанская. Начато строительство крупнейшей Кураховской станции.

   Подземная газификация - это уже сейчас видно по работе нашей станции - содержит в себе преимущество химических процессов над механическими и дает огромное превосходство в росте производительности труда.
   Я безмерно счастлив тем, что мне, сыну донецкого рабочего, самому рабочему, удалось в содружестве с товарищами работать над проведением в жизнь задания Ленина и Сталина.

 

 

Москва. Кремль. 17 января 1939г.

(forum.faleristika.info>Советская наградная система>20.05.2015)

 

    Мощная пропаганда ПГУ велась и с трибуны 18-го съезда ВКП(б), проходившего в Москве 10-21 марта 1939г. Л.М. Каганович выступил с большой и эмоциональной речью на восьмом заседании, утром 14 марта. Он, в частности, говорил: «Мы ставим себе задачу создать мощную газовую промышленность, как новую отрасль, на основе введения в эксплоатацию месторождений природных газов, широкого развития подземной газификации углей и газификации местных видов топлива /…/ Особое внимание уделяется подземной газификации угля /…/ Сущность подземной газификации заключается /…/ Проблема подземной газификации у нас разрешена и практически освоена на Горловской опытной станции».

 

   На вечернем заседании в этот же день В.М. Молотов в докладе о 3-м 5-летнем плане сказал: «Надо покончить с отставанием в области газификации, широко развернуть использование природных и промышленных газов, а также подземную газификацию углей». А в заключительном слове на 14-м заседании, 17 марта он добавил: «Надо также ликвидировать один из пережитков в снабжении городов топливом. До сих пор Москва, Ленинград и другие крупные города снабжаются дровами в значительной мере по железным дорогам /…/ Широкий переход к газификации в крупных городах даст возможность освободиться от таких экономически несостоятельных вещей, как перевозки дров по железной дороге на большие расстояния» (Цитируется по стенографическому отчёту).

 

    В апреле 1939г. в Ростове-на-Дону срочно и большим тиражом была выпущена брошюра «Пионеры подземной газификации» (Приложение 4), повествующая о проблеме ПГУ и ходе её решения в нашей стране. В ней уже были краткие биографические сведения о первопроходцах, извлечения из материалов 18-го съезда партии, рассказ о Первом всесоюзном совещании по ПГУ.

   Это был триумф.

 

Адрес для писем: erbu@ya.ru

 

Обновлено 23.04.2017

(Триумф и Горловка)