ГОРЛОВКА

 

   Оправившись от кризиса, коллектив Горловской станции ПГУ продолжил промышленную и исследовательскую работу с удвоенной силой. Начавшееся уже проектирование и строительство новых станций остро нуждалось в проверенных на практике технических характеристиках и приёмах ведения процесса ПГУ. Кроме того, надо было поскорее избавиться даже от того сравнительно небольшого объёма горнопроходческих работ, который на первом этапе был неизбежен. Предлагались и тут же испытывались различные способы соединения (сбойки) забоев пробуренных с поверхности земли до разрабатываемого угольного пласта вертикальных скважин. Создавались и испытывались новые конструкции бурильной техники (станков и инструментов), позволяющие создавать наклонные и горизонтальные каналы большого диаметра в пласте угля.

 

   15 марта 1941г. в «Известиях» было опубликовано Постановление СНК Союза СССР о присуждении Сталинских премий за выдающиеся изобретения. Первопроходцы ПГУ Скафа, Матвеев и Филиппов, ранее награждённые орденами Ленина, стали теперь ещё и лауреатами Сталинской премии Первой степени.

 

   Инженеры Наркомата угольной промышленности (слева направо) Д.И. Филиппов, В.А. Матвеев и П.В. Скафа, получившие Сталинскую премию за решение проблемы газификации углей, во время работы. Съёмка С. Коршунова. Москва, 1941г. 

 

   Коллектив Горловской станции стремился заглянуть ещё дальше, в то время, когда можно будет превращать газ ПГУ прямо на месте его производства в электроэнергию для покрытия собственных нужд и для внешних потребителей. Как раз в это время Харьковский турбинный завод по проекту Харьковского политехнического института изготовил опытный образец стационарной газовой турбины мощностью в 736 кВт (примерно 1000 л.с.). Эта турбина была детищем д.т.н. профессора В.М. Маковского (1870-1941) и созданной им первой в СССР кафедры турбостроения. Она была рассчитана именно на газ ПГУ и поэтому в 1940г. поступила на испытание в Горловку.

 

   Из 25-й записной книжки Веры Кетлинской (2816-1-99, стр. 39, 42-44):

   Олег Владимирович Круглов, начальник бурового цеха, рассказывал, что после аварии в шахте панели заливали водой и начали готовить другие. Для испытания турбины перед самой войной была создана специальная маленькая панель № 8, дававшая газ на турбину. В 1941г. провели и почти закончили испытание небольшой газовой турбины Маковского. В войну эту турбину сразу демонтировали и отправили в Челябинск. Испытания шли перед войной и в первые дни войны. «Энергетическое направление с газовой турбиной пошло и дальше. Это было завершение горловских опытов».

   Дмитрий Петрович Науменко, рабочий, рассказывал, что перед войной перешёл с буровых работ дежурным механиком в цех газовой турбины. К цеху подвели газопровод. Каждые 2 часа замеряли давление масла, температуру воды, количество оборотов турбины в минуту. Дошли до 3200, а нужно было довести до 3500 оборотов. «Немец уже бомбил, а мы всё испытывали. Когда немец подходил к Сталино осенью (конец октября 1941г.), мы турбину разобрали – часть вывезли, часть взорвали».

   Вместе с турбиной в Челябинск выехал Тихон Никитич Зеленков. Дальше следы турбины теряются.

 

   Как уже отмечалось, Горловская станция располагалась рядом с Азотно-туковым завом (будущим концерном «Стирол») и была связана с ним трубопроводами для газа ПГУ и кислорода. Завод начали проектировать в 1929г., а уже в конце апреля 1933г. он впервые в СССР начал выпускать аммиак из коксового газа собственных коксовых печей. Производство аммиака было оснащёно зарубежным оборудованием и через два года достигло проектной мощности. На сайте предприятия сообщается, что к 1940г. завод увеличил производство аммиака в 5 раз, а азотной кислоты – в 30 раз. С подходом немцев завод эвакуировали, но после войны восстановили. Станцию ПГУ восстанавливать не стали, а построили машиностроительный завод буровой техники и узлов обвязки скважин для всех станций Подземгаза.

 

   За время работы Горловской станции на завод было передано порядка 32 млн. кубометров газа ПГУ со средней теплотворностью 1000 ккал/м3, что равноценно 4,6 тыс.тонн условного топлива. 

 

Адрес для писем: erbu@ya.ru

 

Обновлено 23.04.2017

(Триумф и Горловка)